Публикации
Публикации
Межкультурная компетентность

Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Хакимов Э.Р., Хухлаева О.В., Александрова Е.А., Кривцова А.С., Лейбман И.Я., Усубян Ш.А. Измерение межкультурной компетентности педагога: разработка и апробация Теста ситуационных суждений ТСС-МКК // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 46–57. doi:10.17759/pse.2021260603


Павлова О.С., Назранова Л.Ж. Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 2. С. 35–47. doi:10.17759/psyedu.2015070204


Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы / Под ред. Хухлаева О. Е., Чибисовой М. Ю. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 408 с.


Хухлаева О.В. Особенности взаимодействия педагогов с учащимися в классах со смешанным этнокультурным составом // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 2. С. 71–75


Интегративная модель межкультурного взаимодействия: опыт качественного анализа Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2021. – Т. 18. – № 3. – С. 459-474. – DOI 10.22363/2313-1683-2021-18-3-459-474


Разработка и адаптация методики "Интегративный опросник межкультурной компетентности" / О. Е. Хухлаев, В. В. Гриценко, А. В. Макарчук [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – Т. 18. – № 1. – С. 71-91. – EDN URAHHH


Осознанность в межкультурной коммуникации: опыт качественного анализа Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2022. – Т. 19. – № 1. – С. 110-127. – DOI 10.22363/2313-1683-2022-19-1-110-127


Гриценко В.В., Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Шорохова В.А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 103–113. doi:10.17759/jmfp.2020090111


Гриценко В.В., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Хухлаев О.Е., Шорохова В.А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки (Часть 2) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 108–117. doi:10.17759/jmfp.2020090310


Гриценко В.В., Шорохова В.А., Хухлаев О.Е., Новикова И.А., Черная А.В., Первушина И.М., Любитов И.Е. Воспринимаемая угроза и дискриминация как модераторы связи этнической идентичности и эффективности межкультурного взаимодействия иностранных студентов в России // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 4. C. 163—181. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130410


Хухлаев О.Е., Гриценко В.В., Дагбаева С.Б., Константинов В.В., Корниенко Т.В., Кулеш Е.В., Тудупова Т.Ц. Межкультурная компетентность и эффективность межкультурного взаимодействия // Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 1. С. 88–102. DOI: 10.17759/exppsy.2022150106


Гриценко В.В., Хухлаев О.Е., Зинурова Р.И., Константинов В.В., Кулеш Е.В., Малышев И.В., Новикова И.А., Черная А.В. Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 102–112. DOI: 10.17759/chp.2021170114


Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы / Под ред. Хухлаева О. Е., Чибисовой М. Ю. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 408 с.


Чибисова М.Ю., Верченова Е.А. Языковая компетентность, развитие группы и социометрический статус иностранных студентов в российском вузе (на примере исследования китайских студентов) // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 93–107. DOI: 10.17759/sps.2017080106



Межкультурная компетентность

Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Хакимов Э.Р., Хухлаева О.В., Александрова Е.А., Кривцова А.С., Лейбман И.Я., Усубян Ш.А. Измерение межкультурной компетентности педагога: разработка и апробация Теста ситуационных суждений ТСС-МКК // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 46–57. doi:10.17759/pse.2021260603


Павлова О.С., Назранова Л.Ж. Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 2. С. 35–47. doi:10.17759/psyedu.2015070204


Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы / Под ред. Хухлаева О. Е., Чибисовой М. Ю. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 408 с.


Хухлаева О.В. Особенности взаимодействия педагогов с учащимися в классах со смешанным этнокультурным составом // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 2. С. 71–75


Интегративная модель межкультурного взаимодействия: опыт качественного анализа Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2021. – Т. 18. – № 3. – С. 459-474. – DOI 10.22363/2313-1683-2021-18-3-459-474


Разработка и адаптация методики "Интегративный опросник межкультурной компетентности" / О. Е. Хухлаев, В. В. Гриценко, А. В. Макарчук [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – Т. 18. – № 1. – С. 71-91. – EDN URAHHH


Осознанность в межкультурной коммуникации: опыт качественного анализа Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2022. – Т. 19. – № 1. – С. 110-127. – DOI 10.22363/2313-1683-2022-19-1-110-127


Гриценко В.В., Хухлаев О.Е., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Шорохова В.А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 103–113. doi:10.17759/jmfp.2020090111


Гриценко В.В., Павлова О.С., Ткаченко Н.В., Усубян Ш.А., Хухлаев О.Е., Шорохова В.А. Анализ зарубежных эмпирических моделей межкультурной компетентности и методик для ее оценки (Часть 2) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 108–117. doi:10.17759/jmfp.2020090310


Гриценко В.В., Шорохова В.А., Хухлаев О.Е., Новикова И.А., Черная А.В., Первушина И.М., Любитов И.Е. Воспринимаемая угроза и дискриминация как модераторы связи этнической идентичности и эффективности межкультурного взаимодействия иностранных студентов в России // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 4. C. 163—181. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130410


Хухлаев О.Е., Гриценко В.В., Дагбаева С.Б., Константинов В.В., Корниенко Т.В., Кулеш Е.В., Тудупова Т.Ц. Межкультурная компетентность и эффективность межкультурного взаимодействия // Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 1. С. 88–102. DOI: 10.17759/exppsy.2022150106


Гриценко В.В., Хухлаев О.Е., Зинурова Р.И., Константинов В.В., Кулеш Е.В., Малышев И.В., Новикова И.А., Черная А.В. Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 102–112. DOI: 10.17759/chp.2021170114


Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы / Под ред. Хухлаева О. Е., Чибисовой М. Ю. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 408 с.


Чибисова М.Ю., Верченова Е.А. Языковая компетентность, развитие группы и социометрический статус иностранных студентов в российском вузе (на примере исследования китайских студентов) // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 93–107. DOI: 10.17759/sps.2017080106

Межэтнические отношения

Гриценко В.В., Шорохова В.А., Хухлаев О.Е., Новикова И.А., Черная А.В., Первушина И.М., Любитов И.Е. Воспринимаемая угроза и дискриминация как модераторы связи этнической идентичности и эффективности межкультурного взаимодействия иностранных студентов в России // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 4. С. 163–181. DOI: 10.17759/sps.2022130410


Первушина И.М., Хухлаев О.Е. Копинг-поведение в контексте межнациональной конфликтности у современной учащейся молодежи


Хухлаев О.Е., Александрова Е.А., Зыков Е.В. Религия и межгрупповой конфликт: современные исследования религиозного фундаментализма [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 4. С. 32—39. doi:10.17759/ jmfp.2018070404


Хухлаев О.Е., Гаврюшина М.К., Эбралидзе А.П., Гукова Р.И.. Кросс-культурные особенности представлений о примирении (сравнительное исследование молодежи, проживающей в Москве и Махачкале) Вестник восстановительной юстиции № 12, 2015


Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е. Риски межнациональной конфликтности в образовательных учреждениях Москвы // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 115–126


Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е. Социально-психологический мониторинг рисков межнациональной конфликтности: методология и практика // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 1. С. 104–113


Гриценко В.В. Исследование субъективного благополучия русских и хакасов в условиях общественно-экономических перемен // Проблемы cоциальной психологии личности. Саратов, 2004. С. 132-147


Александрова Е.А., Кведер М.В. Социальное представление российских студентов о китайцах как показатель готовности к межкультурному диалогу// Психология образования будущего от традиций к инновациям. Материалы V международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Под научной редакцией Н.В. Нижегородцевой. Ярославль, 2021. С. 107-112

Межэтнические отношения

Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Калинина Н.В., Константинов В.В., Кулеш Е.В., Маленова А.Ю., Малышев И.В. Отношение к патриотизму и патриотическая самоидентичность российской студенческой молодежи в условиях поляризации российского общества // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 4. С. 68–88. DOI: 10.17759/sps.2023140405


Первушина И.М., Хухлаев О.Е. Копинг-поведение в контексте межнациональной конфликтности у современной учащейся молодежи


Хухлаев О.Е., Александрова Е.А., Зыков Е.В. Религия и межгрупповой конфликт: современные исследования религиозного фундаментализма [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 4. С. 32—39. doi:10.17759/ jmfp.2018070404


Хухлаев О.Е., Гаврюшина М.К., Эбралидзе А.П., Гукова Р.И.. Кросс-культурные особенности представлений о примирении (сравнительное исследование молодежи, проживающей в Москве и Махачкале) Вестник восстановительной юстиции № 12, 2015


Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е. Риски межнациональной конфликтности в образовательных учреждениях Москвы // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 115–126


Кузнецов И.М., Хухлаев О.Е. Социально-психологический мониторинг рисков межнациональной конфликтности: методология и практика // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 1. С. 104–113


Гриценко В.В. Исследование субъективного благополучия русских и хакасов в условиях общественно-экономических перемен // Проблемы cоциальной психологии личности. Саратов, 2004. С. 132-147


Александрова Е.А., Кведер М.В. Социальное представление российских студентов о китайцах как показатель готовности к межкультурному диалогу// Психология образования будущего от традиций к инновациям. Материалы V международной научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Под научной редакцией Н.В. Нижегородцевой. Ярославль, 2021. С. 107-112

мультикультурное консультирование

Павлова О.С. Психологическое консультирование мусульман: анализ зарубежных источников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 4. С. 46–55. DOI: 10.17759/jmfp.2018070406


Хухлаева О. В. , Хухлаев О.Е. Групповое психологическое консультирование : учебное пособие для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 195 с.


Хухлаева О. В. , Хухлаев О.Е. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 423 с.


Психология развития и возрастная психология : учебник для среднего профессионального образования / под редакцией О. В. Хухлаевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 367 с.


Хухлаева О. В. Психологическая служба в образовании. Школьный психолог : учебное пособие для вузов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 353 с.


Александрова Е.А. Метод кейса в психологическом консультировании мусульман//Minbar. Islamic Studies. 2022. Т. 15. № 2. С. 425-442

мультикультурное консультирование

Павлова О.С. Психологическое консультирование мусульман: анализ зарубежных источников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 4. С. 46–55. DOI: 10.17759/jmfp.2018070406


Хухлаева О. В. , Хухлаев О.Е. Групповое психологическое консультирование : учебное пособие для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 195 с.


Хухлаева О. В. , Хухлаев О.Е. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 423 с.


Психология развития и возрастная психология : учебник для среднего профессионального образования / под редакцией О. В. Хухлаевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 367 с.


Хухлаева О. В. Психологическая служба в образовании. Школьный психолог : учебное пособие для вузов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 353 с.


Александрова Е.А. Метод кейса в психологическом консультировании мусульман//Minbar. Islamic Studies. 2022. Т. 15. № 2. С. 425-442

Поликультурное образование

Павлова О.С. Этнографическое просвещение педагогов для работы в поликультурной образовательной среде // Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Кан-Калика, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, 24 ноября 2016 г. Махачкала: АЛЕФ, 2016. С. 319-324.


Хухлаева О. В., Хакимов Э. Р., Хухлаев О. Е. Поликультурное образование : учебник для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 283 с.


Павлова О.С. Воспитание толерантности через знакомство с культурой и традициями народов // Многообразие культур как основа толерантности (монография) / отв. ред. М.Г.Котовская: М. ИИЦ МГУДТ, 2010. С. 22-31


Павлова О.С., Назранова Л.Ж. Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. No 2


Лейбман И.Я., Любитов И.Е. МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБЕ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРИСТИК КУЛЬТУРЫ. В сборнике: Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии. материалы Второй международной научно-практической конференции. 2018. С. 212-217

Поликультурное образование

Павлова О.С. Этнографическое просвещение педагогов для работы в поликультурной образовательной среде // Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Кан-Калика, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, 24 ноября 2016 г. Махачкала: АЛЕФ, 2016. С. 319-324.


Хухлаева О. В., Хакимов Э. Р., Хухлаев О. Е. Поликультурное образование : учебник для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 283 с.


Павлова О.С. Воспитание толерантности через знакомство с культурой и традициями народов // Многообразие культур как основа толерантности (монография) / отв. ред. М.Г.Котовская: М. ИИЦ МГУДТ, 2010. С. 22-31


Павлова О.С., Назранова Л.Ж. Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. No 2


Лейбман И.Я., Любитов И.Е. МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБЕ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРИСТИК КУЛЬТУРЫ. В сборнике: Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии. материалы Второй международной научно-практической конференции. 2018. С. 212-217

Психологическая и социокультурная адаптация

Гриценко В.В., Чибисова М.Ю., Ткаченко Н.В., Павлова О.С., Хухлаев О.Е. Стратегии социокультурной адаптации как предикторы психологического благополучия детей иностранных граждан в России // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 200 – 212. DOI: 10.17759/pse.2023280515


Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Шеманов А.Ю. Инклюзивный подход в интеграции детей-мигрантов в образовании // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. C. 15–27.


Гриценко В.В., Резник А.Д., Константинов В.В., Гужва И.В., Маринова Т.Ю., Израйловиц Р. Психологические ресурсы совладания со страхом перед COVID-19 и негативными психоэмоциональными состояниями у студентов России и Казахстана // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 4. С. 47–58. DOI: 10.17759/chp.2022180405


Хухлаев О. Е., Ткаченко Н. В. Отношение российских учителей к культурному разнообразию в трудных педагогических ситуациях: опыт качественного анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1 (37). С. 33–44. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-33-44


Павлова О. С., Хухлаев О. Е., Бучек А. А., Александрова Е. А., Гаврюшина. К., Кривцова А., Лейбман И. Я., Шорохова В. А. Межкультурная компетентность и самоэффективность учителя в мультикультурной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. No 1. С. 45–60. DOI 10.17323/1813-8918-2022-1-45-60


Хухлаева О.В. Специфика конфликтов в классах со смешанным этнокультурным составом [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1


Молчанова Н.В., Гриценко В.В. Тренинг просоциального поведения: практическое пособие. Смоленск: Маджента, 2013. – 88 с.


Хухлаева О.В. Основные причины конфликтов между подростками в поликультурном классе и их профилактика // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 3. С. 115–124. doi:10.17759/sps.2017080309


Гриценко В.В., Молчанова Н.В. Содержание индивидуальной траектории профессионального развития студентов в условиях поликультурной среды вуза // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.


Гриценко В.В., Кузнецова И.В. Поликультурная среда вуза как условие формирования позитивного отношения к представителям других этнокультур // Психология образования в XXI веке: теория и практика.


Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде. Учебно-методическое пособие/ Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой. ISBN: 978-5-94051-094-9 Издатель: МГППУ, 2013 г.


О. Е. Хухлаев, И. М. Кузнецов, М. Ю. Чибисова Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты. Психология образования


Методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан. / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 221 с.


Пакет инструментария программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан. / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 207 с.


Программа оценки особых образовательных потребностей детей — иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации. / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В.Ткаченко М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 240 с.


Методические рекомендации для программ обучения специалистов по психолого-педагогическому сопровождению и социальной адаптации детей, возвращенных из зон боевых действий / Под ред. О.Е. Хухлаева, О.С. Павловой, Н.В. Тарулиной. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 532 с.


Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю. Образовательные достижения учащихся в школах с высокой численностью детей-мигрантов // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 46–56. DOI: 10.17759/pse.2022270504


Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Шеманов А.Ю. Инклюзивный подход в интеграции детей-мигрантов в образовании // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 1. С. 15–27. DOI: 10.17759/pse.2015200103


Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Кузнецов И.М. Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов в образовательной среде // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 1. С. 95–103


Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 3. С. 5–17


Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде: Учебно-методическое пособие для педагогов- психологов. [Электронный ресурс] / под ред. О. Е. Хухлаев, М. Ю. Чибисова. М.: МГППУ. 2013. – 273 с.

Психологическая и социокультурная адаптация

Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Шеманов А.Ю. Инклюзивный подход в интеграции детей-мигрантов в образовании // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. C. 15–27.


Гриценко В.В., Резник А.Д., Константинов В.В., Гужва И.В., Маринова Т.Ю., Израйловиц Р. Психологические ресурсы совладания со страхом перед COVID-19 и негативными психоэмоциональными состояниями у студентов России и Казахстана // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 4. С. 47–58. DOI: 10.17759/chp.2022180405


Хухлаев О. Е., Ткаченко Н. В. Отношение российских учителей к культурному разнообразию в трудных педагогических ситуациях: опыт качественного анализа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 1 (37). С. 33–44. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-1-33-44


Павлова О. С., Хухлаев О. Е., Бучек А. А., Александрова Е. А., Гаврюшина. К., Кривцова А., Лейбман И. Я., Шорохова В. А. Межкультурная компетентность и самоэффективность учителя в мультикультурной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. No 1. С. 45–60. DOI 10.17323/1813-8918-2022-1-45-60


Хухлаева О.В. Специфика конфликтов в классах со смешанным этнокультурным составом [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 1


Молчанова Н.В., Гриценко В.В. Тренинг просоциального поведения: практическое пособие. Смоленск: Маджента, 2013. – 88 с.


Хухлаева О.В. Основные причины конфликтов между подростками в поликультурном классе и их профилактика // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 3. С. 115–124. doi:10.17759/sps.2017080309


Гриценко В.В., Молчанова Н.В. Содержание индивидуальной траектории профессионального развития студентов в условиях поликультурной среды вуза // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.


Гриценко В.В., Кузнецова И.В. Поликультурная среда вуза как условие формирования позитивного отношения к представителям других этнокультур // Психология образования в XXI веке: теория и практика.


Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде. Учебно-методическое пособие/ Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой. ISBN: 978-5-94051-094-9 Издатель: МГППУ, 2013 г.


О. Е. Хухлаев, И. М. Кузнецов, М. Ю. Чибисова Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты. Психология образования


Методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан. / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 221 с.


Пакет инструментария программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан. / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 207 с.


Программа оценки особых образовательных потребностей детей — иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации. / Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В.Ткаченко М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 240 с.


Методические рекомендации для программ обучения специалистов по психолого-педагогическому сопровождению и социальной адаптации детей, возвращенных из зон боевых действий / Под ред. О.Е. Хухлаева, О.С. Павловой, Н.В. Тарулиной. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. – 532 с.


Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю. Образовательные достижения учащихся в школах с высокой численностью детей-мигрантов // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 46–56. DOI: 10.17759/pse.2022270504


Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Шеманов А.Ю. Инклюзивный подход в интеграции детей-мигрантов в образовании // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 1. С. 15–27. DOI: 10.17759/pse.2015200103


Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Кузнецов И.М. Школа как транслятор культуры принимающего общества: интеграция детей-мигрантов в образовательной среде // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 1. С. 95–103


Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 3. С. 5–17


Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде: Учебно-методическое пособие для педагогов- психологов. [Электронный ресурс] / под ред. О. Е. Хухлаев, М. Ю. Чибисова. М.: МГППУ. 2013. – 273 с.

Религиозная идентичность

Александрова Е.А. Психологические основы взаимопроникновения и взаимодействия элементов китайской культуры и культуры исламских народов в Китае. Minbar. Islamic Studies. 2023;16(4):959-973. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2023-16-4-959-973


Особенности религиозной идентичности у буддистской молодежи (на примере студенческой молодежи Республики Калмыкия), Александрова Е.А., Хухлаев О.Е.


Павлова О.С. Религиозная идентичность современных мусульман: осознанный выбор или следование традиции? // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 октября 2015 г., ИФ РАН (Москва) / Отв.ред. М.С.Киселева. М.: Научная мысль, 2015. Т.2. С. 133-143.


Хухлаев О.Е., Александрова Е.А., Гриценко В.В., Константинов В.В., Кузнецов И.М., Павлова О.С., Рыжова С.В., Шорохова В.А. Идентификация с религиозной группой и этнонациональные установки буддистской, мусульманской и православной молодежи // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 71–82. DOI: 10.17759/chp.2019150308


Павлова О.С., Миназова В.М., Хухлаев О.Е. Религиозная идентичность студентов-мусульман (на материале изучения молодежи, проживающей в Чеченской республике) // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 4. С. 90–99. DOI: 10.17759/chp.2016120409


Александрова Е.А. Культурологический анализ особенностей трансляции идей и ценностей в контексте современной религиозной ситуации// Религия и Коммуникация. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.И. Шатравского. 2019. С. 274-278.

Религиозная идентичность

Особенности религиозной идентичности у буддистской молодежи (на примере студенческой молодежи Республики Калмыкия), Александрова Е.А., Хухлаев О.Е.


Павлова О.С. Религиозная идентичность современных мусульман: осознанный выбор или следование традиции? // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 октября 2015 г., ИФ РАН (Москва) / Отв.ред. М.С.Киселева. М.: Научная мысль, 2015. Т.2. С. 133-143.


Хухлаев О.Е., Александрова Е.А., Гриценко В.В., Константинов В.В., Кузнецов И.М., Павлова О.С., Рыжова С.В., Шорохова В.А. Идентификация с религиозной группой и этнонациональные установки буддистской, мусульманской и православной молодежи // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 71–82. DOI: 10.17759/chp.2019150308


Павлова О.С., Миназова В.М., Хухлаев О.Е. Религиозная идентичность студентов-мусульман (на материале изучения молодежи, проживающей в Чеченской республике) // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 4. С. 90–99. DOI: 10.17759/chp.2016120409


Александрова Е.А. Культурологический анализ особенностей трансляции идей и ценностей в контексте современной религиозной ситуации// Религия и Коммуникация. Материалы VI Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.И. Шатравского. 2019. С. 274-278.




Психология миграций

Ефременкова М.Н., Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Стельмах С.А., Бурдина Е.И. Представления о настоящем и будущем страны как фактор эмиграционной активности студенческой молодежи: кросс-культурный анализ // Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 1. С. 111–131. DOI: 10.17759/sps.2023140107


Муращенкова Н. В., Гриценко В. В., Ефременкова М. Н. Социально-психологическое пространство эмиграционных намерений студенческой молодежи: кросс-культурный анализ [Текст] : моногр. /Н. В. Муращенкова, В. В. Гриценко, М. Н. Ефременкова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. 304 с.


Гриценко В.В., Ефременкова М.Н., Муращенкова Н.В., Смотрова Т.Н Семьи трудовых мигрантов: социально-психологическая адаптация к условиям вынужденной разлуки: коллективная монография. Смоленск, 2014. 256 с.


Гриценко В.В., Бражник Ю.В., Ефременкова М.Н., Ковалева Ю.В., Катровский А.П., Муращенкова Н.В., Смотрова Т.Н. Свои или чужие: социально-психологическая адаптация соотечественников в России, Смоленск, 2017. С. 252


Гриценко В.В., Бражник Ю.В., Орлова А.П. Авто- и гетеростереотипы как показатели степени выраженности эмоционального компонента этнической идентичности младших школьников //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 4. С. 67-79


Гриценко В.В., Смотрова Т.Н. Удовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности как показатель успешности социально-психологической адаптации соотечественников в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 1. С. 53-59


Гриценко В.В., Ковалева Ю.В. Ценностная структура личности соотечественников в условиях возвращения их на историческую родину //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т.7. №1 (25). С. 49-55


Гриценко В. В., Муращенкова Н. В., Ефременкова М. Н. Представления смоленских студентов о мотивах эмиграции современной российской молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4 (36). С. 358–366. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-358-366


Гриценко В.В.. Ефременкова М.Н., Муращенкова Н.В. Социальные представления студентов об эмиграции и эмигранте //Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5 №4 (20). DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.20.4.007


Гриценко В.В., Ефременкова М.Н., Муращенкова Н.В., Бусел-Кучинская Е.Н., Михайлова Е.Л., Фофанова Г.А. Тематические онлайн-форумы как пространство для принятия решения об эмиграции и преодоления пре-аккультурационного стресса // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 5. С. 69-79


Cоциально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. — 2-е изд., доп. и перераб. / В. В. Гриценко, Н. Е. Шустова. — М. : Форум, 2016. — 224 с.

Психология миграций

Гриценко В.В., Ефременкова М.Н., Муращенкова Н.В., Смотрова Т.Н Семьи трудовых мигрантов: социально-психологическая адаптация к условиям вынужденной разлуки: коллективная монография. Смоленск, 2014. – 256 с.


Гриценко В.В., Бражник Ю.В., Ефременкова М.Н., Ковалева Ю.В., Катровский А.П., Муращенкова Н.В., Смотрова Т.Н. Свои или чужие: социально-психологическая адаптация соотечественников в России, Смоленск, 2017. С. 252


Гриценко В.В., Бражник Ю.В., Орлова А.П. Авто- и гетеростереотипы как показатели степени выраженности эмоционального компонента этнической идентичности младших школьников //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 4. С. 67-79


Гриценко В.В., Смотрова Т.Н. Удовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности как показатель успешности социально-психологической адаптации соотечественников в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 1. С. 53-59


Гриценко В.В., Ковалева Ю.В. Ценностная структура личности соотечественников в условиях возвращения их на историческую родину //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т.7. №1 (25). С. 49-55


Гриценко В. В., Муращенкова Н. В., Ефременкова М. Н. Представления смоленских студентов о мотивах эмиграции современной российской молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4 (36). С. 358–366. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-358-366


Гриценко В.В.. Ефременкова М.Н., Муращенкова Н.В. Социальные представления студентов об эмиграции и эмигранте //Социальная и экономическая психология. 2020. Том 5 №4 (20). DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.20.4.007


Гриценко В.В., Ефременкова М.Н., Муращенкова Н.В., Бусел-Кучинская Е.Н., Михайлова Е.Л., Фофанова Г.А. Тематические онлайн-форумы как пространство для принятия решения об эмиграции и преодоления пре-аккультурационного стресса // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 5. С. 69-79


Cоциально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. — 2-е изд., доп. и перераб. / В. В. Гриценко, Н. Е. Шустова. — М. : Форум, 2016. — 224 с.

Психология ислама и исламская психология

Iakhin Filius F., Pavlova Olga S. Using Qur’anic Divine Signs in Psychotherapy and Counseling: Introducing Ayah-Therapy Foundations and Techniques // Clinical Applications of Islamic Psychology. Edited by Amber Haque and Abdallah Rothman. This book first published 2023 International Association of Islamic Psychology Publishing Seattle, Washington, USA p.135-157.


Pavlova O. Ideas about the Inner World of a Person and the Concept of Soul (Nafs) in the Qur’an and Hadith //Islamic Psychology and Biopsychological Basics of Life in Education and Health. Dian Sari Utami, Emi Zulaifah, Marcus Stueck (eds.). Peter Lang. Berlin 2023. Volume 1. Р. 175-180.


Павлова О.С. Психология в трудах мусульманских ученых. Учебное пособие

Болгар: Мусульманская религиозная организация духовная образовательная организация высшего образования «Болгарская исламская академия», 2022. 240 с.


Павлова О.С., Алгушаева В.Р., Верченова Е.А., Хайбуллин И.Н., Ерофеев В.А. «Исламская психология: от теории и исследований к практике». Опыт участия в международной образовательной программе в Индонезии. Minbar. Islamic Studies. 2020;13(2):476-498


Павлова О.С., Бариева Н.Ю., Баирова З.М. Исламская психология за рубежом: состояние и перспективы развития. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(4):850-865


Павлова О.С. Исламская концепция счастья: психологический анализ. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):923-950


Павлова О.С. Психология ислама: институционализация научной дисциплины в российском контексте. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(1):169-18


Павлова О.C. Ассоциация психологической помощи мусульманам в России: деятельность, проблемы и пути их решения. Minbar. Islamic Studies. 2019;12(4):1069-1090

Мультикультурное консультирование

Любитов И.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОТОТИПА ЦЕЛИТЕЛЬСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ ИСТОРИЙ У ИНДЕЙЦЕВ ЧЕРОКИ ПРИ ВЫБОРЕ СТИМУЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. В сборнике: Психология сказки и Сказка психологии. 2015. С. 39-41


Любитов И.Е. ПСИХОДРАМА И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНИКИ: ЛОВЦЫ ГРЕЗ В сборнике: Миры культур и культура мира. сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции "Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития". Департамент образования г. Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет, Психологический институт Российской академии образования. 2011. С. 68


Любитов И.Е. ЩИТ РАВНИННЫХ ИНДЕЙЦЕВ КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОТОТИП ДЛЯ ПСИХОДРАМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. В сборнике: Этнопсихология: вопросы теории и практики. сборник научных трудов. Московский городской психолого-педагогический университет. Факультет социальной психологии. Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования. Москва, 2010. С. 67-75


Любитов И.Е., Егорова М. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУШИ. ШАМАНСКИЕ ТЕХНИКИ И ПСИХОДРАМА. Журнал практического психолога. 2003. № 6. С. 44-50


Любитов И.Е., Егорова М.В. ТЕАТРИК. Журнал практического психолога. 2010. № 3. С. 48-57


APPROACH TO TRICKS IN PLAYBACK THEATER. Lyubitov I.E. В сборнике: Playback Theatre Practice. Selected articles. Moscow, 2015. С. 242-248


THREE MORE MIRRORS: FORMS FOR STORY AMPLIFICATION IN PLAYBACK THEATRE. Lyubitov I.E. В сборнике: Playback Theatre Practice. Selected articles. Moscow, 2015. С. 279-282


FAIRY-TALE PLAYBACK OR PLAYBACK FORM "FAIRY-TALE". Sternina Ya., Lyubitov I.E. В сборнике: Playback Theatre Practice. Selected articles. Moscow, 2015. С. 283-287

Мультикультурное консультирование

Любитов И.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОТОТИПА ЦЕЛИТЕЛЬСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ ИСТОРИЙ У ИНДЕЙЦЕВ ЧЕРОКИ ПРИ ВЫБОРЕ СТИМУЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. В сборнике: Психология сказки и Сказка психологии. 2015. С. 39-41


Любитов И.Е. ПСИХОДРАМА И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНИКИ: ЛОВЦЫ ГРЕЗ В сборнике: Миры культур и культура мира. сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции "Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития". Департамент образования г. Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет, Психологический институт Российской академии образования. 2011. С. 68


Любитов И.Е. ЩИТ РАВНИННЫХ ИНДЕЙЦЕВ КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОТОТИП ДЛЯ ПСИХОДРАМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ. В сборнике: Этнопсихология: вопросы теории и практики. сборник научных трудов. Московский городской психолого-педагогический университет. Факультет социальной психологии. Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования. Москва, 2010. С. 67-75


Любитов И.Е., Егорова М. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУШИ. ШАМАНСКИЕ ТЕХНИКИ И ПСИХОДРАМА. Журнал практического психолога. 2003. № 6. С. 44-50


Любитов И.Е., Егорова М.В. ТЕАТРИК. Журнал практического психолога. 2010. № 3. С. 48-57


APPROACH TO TRICKS IN PLAYBACK THEATER. Lyubitov I.E. В сборнике: Playback Theatre Practice. Selected articles. Moscow, 2015. С. 242-248


THREE MORE MIRRORS: FORMS FOR STORY AMPLIFICATION IN PLAYBACK THEATRE. Lyubitov I.E. В сборнике: Playback Theatre Practice. Selected articles. Moscow, 2015. С. 279-282


FAIRY-TALE PLAYBACK OR PLAYBACK FORM "FAIRY-TALE". Sternina Ya., Lyubitov I.E. В сборнике: Playback Theatre Practice. Selected articles. Moscow, 2015. С. 283-287

Этническая идентичность

Хухлаев О.Е., Миназова В.М., Павлова О.С., Зыков Е.В. Социальная идентичность и этнонациональные установки студенческой молодежи Чечни // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 4. С. 23–40. DOI: 10.17759/sps.2015060403


Павлова О.С. Язык в структуре этнической и религиозной идентичности чеченцев и ингушей // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 27–49


Гриценко В.В. Этническая идентичность и социально-психологическая адаптация // Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Серия Философия. Психология. Педагогика, вып. 1/2 С.62-70


Гриценко В.В., Бражник Ю.В., Ковалева Ю.В., Михайлов С.И., Михайлова Е.В., Молчанова Н.В. Муращенкова Н.В., Орлова А.П., Туболец С.Г., Шабанова Н.Э. Русский и белорусский фольклор как фактор формирования этнической идентичности младших школьников: коллективная монография. Смоленск, 2016


Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Калинина Н.В., Ефременкова М.Н., Кулеш Е.В., Константинов В.В., Гуриева С.Д., Маленова А.Ю. Этническая, гражданская и глобальная идентичности как предикторы эмиграционной активности студенческой молодежи Беларуси, Казахстана и России // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3. С. 113–123. DOI: 10.17759/chp.2022180314


Гриценко В.В., Шорохова В.А., Хухлаев О.Е., Новикова И.А., Черная А.В., Первушина И.М., Любитов И.Е. Воспринимаемая угроза и дискриминация как модераторы связи этнической идентичности и эффективности межкультурного взаимодействия иностранных студентов в России // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 4. C. 163—181. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130410


Гриценко В.В., Остапенко Л.В., Субботина И.А. Значимость гражданской, этнической и региональной идентичности для жителей малых российских городов и ее детерминанты // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 4. C. 165—181. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110412


Чибисова М.Ю., Зверева М.А. Взаимосвязь содержания этнических стереотипов и типа этнической идентичности подростка (на примере русских и еврейских подростков) // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С. 63–79


Александрова Е.А. Изучение традиционной этнической культуры через семиотический анализ сказочных персонажей (образ лисы в русской и китайской традициях)// Аналитика культурологи, 2011, №1 (19). С.230-234

Этническая идентичность

Хухлаев О.Е., Миназова В.М., Павлова О.С., Зыков Е.В. Социальная идентичность и этнонациональные установки студенческой молодежи Чечни // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 4. С. 23–40. DOI: 10.17759/sps.2015060403


Павлова О.С. Язык в структуре этнической и религиозной идентичности чеченцев и ингушей // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 27–49


Гриценко В.В. Этническая идентичность и социально-психологическая адаптация // Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Серия Философия. Психология. Педагогика, вып. 1/2 С.62-70


Гриценко В.В., Бражник Ю.В., Ковалева Ю.В., Михайлов С.И., Михайлова Е.В., Молчанова Н.В. Муращенкова Н.В., Орлова А.П., Туболец С.Г., Шабанова Н.Э. Русский и белорусский фольклор как фактор формирования этнической идентичности младших школьников: коллективная монография. Смоленск, 2016


Муращенкова Н.В., Гриценко В.В., Калинина Н.В., Ефременкова М.Н., Кулеш Е.В., Константинов В.В., Гуриева С.Д., Маленова А.Ю. Этническая, гражданская и глобальная идентичности как предикторы эмиграционной активности студенческой молодежи Беларуси, Казахстана и России // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3. С. 113–123. DOI: 10.17759/chp.2022180314


Гриценко В.В., Шорохова В.А., Хухлаев О.Е., Новикова И.А., Черная А.В., Первушина И.М., Любитов И.Е. Воспринимаемая угроза и дискриминация как модераторы связи этнической идентичности и эффективности межкультурного взаимодействия иностранных студентов в России // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 4. C. 163—181. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2022130410


Гриценко В.В., Остапенко Л.В., Субботина И.А. Значимость гражданской, этнической и региональной идентичности для жителей малых российских городов и ее детерминанты // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 4. C. 165—181. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110412


Чибисова М.Ю., Зверева М.А. Взаимосвязь содержания этнических стереотипов и типа этнической идентичности подростка (на примере русских и еврейских подростков) // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 2. С. 63–79


Александрова Е.А. Изучение традиционной этнической культуры через семиотический анализ сказочных персонажей (образ лисы в русской и китайской традициях)// Аналитика культурологи, 2011, №1 (19). С.230-234

Этноценностные ориентации и трансмиссия культурных ценностей

Павлова О.С. Воспитательные идеалы на Северном Кавказе // Материнство и отцовство сквозь призму времени и культур: Материалы Девятой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 13-16 октября 2016 г., Смоленск: в 2 т. / отв. Ред. Н.Л. Пушкарева, Н.А. Мицюк. Смоленск-М,: Изд-во СмолГУ, ИЭА РАН, 2016. Т.1. С.157-161


Павлова О.С., Семёнова Ф.О. Ценностные ориентации мусульманской молодёжи Северо-Западного Кавказа. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(2):361-374. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-2-361-374


Гриценко В.В., Ковалева Ю.В. Связь ценностей культуры с нормами и типами просоциального поведения русских и белорусов //Психол. журнал. 2014. №4. Том 35 С.56-67


Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Усубян Ш.А. Восприятие европейских ценностей и отношение к ним российских студентов-бакалавров московского вуза [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 2. С. 58–73. DOI: 10.17759/psyedu.2019110206

Этноценностные ориентации и трансмиссия культурных ценностей

Павлова О.С. Воспитательные идеалы на Северном Кавказе // Материнство и отцовство сквозь призму времени и культур: Материалы Девятой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 13-16 октября 2016 г., Смоленск: в 2 т. / отв. Ред. Н.Л. Пушкарева, Н.А. Мицюк. Смоленск-М,: Изд-во СмолГУ, ИЭА РАН, 2016. Т.1. С.157-161


Павлова О.С., Семёнова Ф.О. Ценностные ориентации мусульманской молодёжи Северо-Западного Кавказа. Minbar. Islamic Studies. 2018;11(2):361-374. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2018-11-2-361-374


Гриценко В.В., Ковалева Ю.В. Связь ценностей культуры с нормами и типами просоциального поведения русских и белорусов //Психол. журнал. 2014. №4. Том 35 С.56-67


Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Усубян Ш.А. Восприятие европейских ценностей и отношение к ним российских студентов-бакалавров московского вуза [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 2. С. 58–73. DOI: 10.17759/psyedu.2019110206

Исследования массовой культуры в контексте межкультурного взаимодействия

Рубцова Е.А., Александрова Е.А. Саморепрезентация и социально-психологическая адаптация современной южнокорейской молодёжи//: Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева. Москва, 2022. С. 385-388


Александрова Е.А., Рубцова Е.А. Использование вебинаров с игровым элементом в обучении межкультурной коммуникации (на примере авторской программы обучения культуре современной Южной Кореи)// Стратегии межкультурного взаимодействия в контексте мирового образовательного пространства: Опыт и перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Сост. Л.А. Юшкова. Ижевск, 2022. С. 10-17


Рубцова Е.А., Александрова Е.А. Исследование саморепрезентации современной южнокорейской молодёжи в виртуальном пространстве// Интеграция в психологии: теория, методология, практика. Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2021. С. 150-153


Александрова Е. А. Образы смерти в современной массовой культуре//Социально-политические и культурные проблемы современности. Сборник научных статей, Сизиф, Алейск-Барнаул, 2011


Александрова Е.А. Массовая культура и мифология в начале XXI века (пример американских художественных фильмов, снятых на основе комиксов и произведений в жанре фантастики)//Артикульт. 2014. № 1 (13). С. 73-80

Исследования массовой культуры в контексте межкультурного взаимодействия

Рубцова Е.А., Александрова Е.А. Саморепрезентация и социально-психологическая адаптация современной южнокорейской молодёжи//: Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева. Москва, 2022. С. 385-388


Александрова Е.А., Рубцова Е.А. Использование вебинаров с игровым элементом в обучении межкультурной коммуникации (на примере авторской программы обучения культуре современной Южной Кореи)// Стратегии межкультурного взаимодействия в контексте мирового образовательного пространства: Опыт и перспективы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Сост. Л.А. Юшкова. Ижевск, 2022. С. 10-17


Рубцова Е.А., Александрова Е.А. Исследование саморепрезентации современной южнокорейской молодёжи в виртуальном пространстве// Интеграция в психологии: теория, методология, практика. Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2021. С. 150-153


Александрова Е. А. Образы смерти в современной массовой культуре//Социально-политические и культурные проблемы современности. Сборник научных статей, Сизиф, Алейск-Барнаул, 2011


Александрова Е.А. Массовая культура и мифология в начале XXI века (пример американских художественных фильмов, снятых на основе комиксов и произведений в жанре фантастики)//Артикульт. 2014. № 1 (13). С. 73-80

Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 401
График работы: пн - пт, 10:00-18:00
Телефон: +7 (495) 632-95-44
E-mail: kaf_etnops@mgppu.ru
Зав. кафедрой: pavlovaos@mgppu.ru