История создания кафедры
Создание кафедры
Решение о создании кафедры этнопсихологии на базе факультета социальной психологии МГППУ было принято в 2002 году. В течение 2002-2003 учебного года была проведена разработка концепции развития кафедры, подготовка программ и формирование учебного плана.

В июне 2003 года на факультете была открыта кафедра, а с сентября на кафедре начался непосредственно учебный процесс. Первый выпуск студентов с защитой дипломных проектов по этнопсихологии состоялся в 2005 году.
В процессе обучения реализуются шесть приоритетных направлений использования этнопсихологии.
Психологическое сопровождение образования в мультикультурной среде
Технологии эффективной межкультурной коммуникации в бизнесе, образовании,
здравоохранении и культуре
Мультикультурный подход в психологическом консультировании
Этнопсихология в некоммерческих организациях и общественных движениях:
содействие распространению культуры мира
Социально-психологическая конфликтология: эффективное разрешение конфликтов
в больших группах
Этнопсихология в государственном и муниципальном управлении: управление
миграционными процессами и этническими различиями
В рамках каждого направления происходит решение следующих задач,
заключающихся в овладении студентами:
  • Вариативным мышлением как основой университетского подхода к решению
    теоретических и практических проблем
  • Личностно-профессиональной психологической этикой и гражданской позицией, основанной ценностях культуры мира и ненасилия
  • Практико-ориентированными компетенциями, позволяющими решать профессиональные задачи, поставленные конкретными работодателями
  • Опытом непосредственного переживания социально-психологических феноменов и
    способностью осознанного установления взаимосвязей между личным (своим) опытом и опытом клиента («другого» или группы «других»)
Теоретико-методологическая основа
Теоретико-методологической основой научной деятельности кафедры является исследовательская традиция отечественной этнопсихологии (Н.М. Лебедева, Г.У.
Солдатова, Т.Г. Стефаненко), в рамках которой этничность рассматривается как
социально-психологическая переменная, являющаяся социально-культурным маркером больших социальных групп, определяемых в контексте термина «национальность». В области социальной психологии исследования кафедры базируются на теории деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского.

Содержание теоретических исследований включает междисциплинарный анализ
результатов отечественных и зарубежных изысканий в области этнопсихологии,
социальной психологии, культурной антропологии, культурологии и т.д. Методы
исследования включают в себя количественные методы (анкетирование, опросы и т.д.), качественные методы (интервью, фокус-группы и т.д.), активные социально-
психологические методы (тренинг, психологические игры и т.д.) Сочетание глубокой междисциплинарной теоретической основы, методов эмпирического исследования и методов практической психологии обеспечивает высокую практическую значимость результатов научно-исследовательской работы.
Научно-исследовательская деятельность этнопсихологической школы в МГППУ сосредоточена вокруг трех приоритетных направлений:
  • Изучение этнопсихологических проблем межэтнического и межкультурного взаимодействия в современной России.
    01
  • Исследование использования опыта традиционной культуры для
    оптимизации воспитания детей и подростков.
    02
  • Изучение и разработка психологических основ поликультурного образования.
    03
История кафедры в лицах
  • Олег Евгеньевич Хухлаев

    Основатель и заведующий кафедрой в 2003-2022 годах

    кандидат психологических наук, практический психолог, психодраматист, межкультурный тренер (LTS trainiing and consulting). Автор работ по различным научным и научно-практическим направлениям:

    • специфика адаптации детей-мигрантов в общеобразовательной школе, их психологическое сопровождение;
    • психология национализма и ксенофобии, профилактика этих явлений в образовательной среде;
    • психологические аспекты патриотизма, гражданской и этнической идентичности4
    • культурные различия в обучении, кросс-культурный менеджмент в сфере образования;
    • межкультурный тренинг, массовые мероприятия направленные на оптимизацию межкультурного взаимодействия;
    • современные подходы к образованию в области межкультурной коммуникации: от тренингов до магистерских программ.
  • Андрей Александрович Белик

    (1955-2014)

    Андрей Александрович родился 11 апреля 1955 г. в Москве. В 1977 году закончил философский факультет МГУ, затем поступил в аспирантуру кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ. В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Антропосоциогенез и общественно-историческое формирование человека», а в 2001 г. — докторскую диссертацию «Психологическое направление в зарубежной этнологии».

    В 2011 году ВАК РФ присвоил А.А. Белику звание профессора по кафедре этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ. С 1981 года Андрей Александрович работал в Институте этнологии и антропологии РАН, где занимался изучением истории социальной и культурной антропологии, антропологии религии, психологии ритуала, экономической антропологии, с 1994 года — в Центре социальной и культурной антропологии РГГУ (курсы лекций «Культурология», «Этнопсихология», «История социальной (культурной) антропологии», «Социальная и культурная антропология»). В МГППУ Андрей Александрович работал с момента основания кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования (2003 г.), в создании которой он принимал самое деятельное участие. В рамках специализации «Этнопсихология» на факультете социальной психологии МГППУ он вел такие дисциплины, как «Теоретические основы культурной антропологии» и «Психологическая антропология», активно руководил студенческими курсовыми и дипломными работами.

    Андрей Александрович постоянно находился в научном поиске, его жизнью было научное творчество. Он автор большого количества монографий и учебных пособий: Человек: раб генов или хозяин своей судьбы. М., 1990; Психологическая антропология: история и теория. М., 1993; Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998, 1999, 2000; Социокультурная антропология (в соавторстве с Ю.М. Резником). М., 1998; Культура и личность. М., 2001; Историко теоретические проблемы психологической антропологии. М., 2005; Культурная (социальная) антропология. М., 2009; Человек в экономической антропологии. М., 2013.

Об Андрее Александровиче вспоминает его ученица, доцент нашей кафедры.
На своем канале Елена Андреевна делится воспоминаниями об Андрее Александровиче
и его научном наследии.
  • Елена Андреевна Александрова
    Философ, историк, антрополог. В каждом из этих слов заключается сила таланта и свет души Андрея Александровича. Мне посчастливилось познакомиться с Андреем Александровичем в самом начале моего обучения в университете, и эта встреча определила мой путь на долгие годы. И именно он привёл меня на кафедру этнопсихология, когда всё только начиналось! Авторству Андрея Александровича принадлежат учебники по культурологии и антропологии, он стал автором комплексной антропологической теории, которую последовательно изложил в своих трудах и которую я использую в обучении студентов и творческом переосмыслении своих курсов и дисциплин. Главным для Андрея Александровича как педагога было предоставить полный и свободный доступ для студентов ко всем наработкам; он никогда не уставал объяснять. Щедрость и доброта редкие качества в современном мире, а доброта сильного тем более. Сочетание знаний,
    умения рассказать и объяснить, доброта и открытое сердце – это то, что делает образование и преподавание настоящим, то, благодаря чему мы продолжаем линию своих учителей не только словом, но всей своей жизнью.
  • Михаил Юрьевич Кондратьев

    (1956-2015)

    Основатель и первый декан факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

    Михаил Юрьевич - советский и российский социальный психолог, лауреат премии Президента РФ в области образования, создатель и первый редактор журнала "Социальная психология и общество".

    Создание кафедры этнопсихологии началось именно с легкой руки Михаила Юрьевича, который 20 лет назад пригласил Олега Евгеньевича Хухлаева и предложил ему открыть и возглавить уникальную кафедру этнопсихологии в МГППУ.

  • Ольга Владимировна Хухлаева

    (1952-2019)

    выдающийся ученый, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета «Социальная психология».

    Ольга Владимировна начала свою профессиональную карьеру в области психологии и

    педагогики в 1984 году, в 1990 году защитила диссертацию на соискание ученой степени

    кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология

    (психологические науки) в Московском педагогическом университете им. В.И. Ленина. В 1998

    году получила звание доцента, а в 2002 - защитила диссертацию на соискание ученой степени

    доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история

    педагогики и образопедагогического университета».

    Ольга Владимировна являлась бессменным сотрудником кафедры Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования практически со времени основания кафедры, принимала деятельное участие в массе научно-исследовательских и практических проектов, вела активную преподавательскую деятельность. Она являлась членом двух диссертационных советов МГППУ, осуществляла научное руководство аспирантами и соискателями ученой степени кандидата психологических и педагогических наук.

Наряду с научной деятельностью Ольга Владимировна была замечательным практическим психологом и специалистом в сфере психологического консультирования семьи, детей и подростков. Она являлась разработчиком уникальных методик в сфере дошкольного и школьного образования с детьми и подростками, а так же автором множества программ, книг, учебных и методических пособий. Среди них: «Лабиринт души. Терапевтические сказки»; «Маленькие игры в большое счастье: как сохранить психологическое здоровье дошкольника»; «Тропинка к своему «я»: программа формирования психологического здоровья у младших школьников»; «Счастливый подросток: программа профилактики нарушений психологического здоровья»; учебные пособия по дисциплинам «Поликультурное образование» и «Этнопедагогика».

Ольга Владимировна много лет руководила психологической службой НОУ «Ломоносовская школа» в Москве, а затем НОУ «Школа Президент». В 2012 году была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации «За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности и многолетний плодотворный труд». В 2018 году ей было присуждено звание «Почетный доктор Московского государственного психолого-педагогического университета».


Статьи и книги Хухлаевой О.В.:

Книги и сборники - перейти

Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьной психологической службы - читать

Программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" 5-9 класс - изучить


Выступления:

ХУХЛАЕВА О.В., СИЗОВА Е.А. Взаимодействие психолога с заместителем директора по воспитанию - смотреть

Почему болеют дети. Психологические причины - смотреть

Хухлаева О.В. - В Первый Год Жизни - смотреть

Оптимизм – залог успешности. Как воспитать оптимистов - смотреть

О. В. Хухлаева. Эмоционально-символические методы в работе школьного психолога - смотреть


Терапевтические сказки:

Кенгуренок Вася - смотреть

Сказка про ёжика Витю - смотреть

Книга памяти Ольги Хухлаевой
КАКОЙ МЫ ЕЕ ПОМНИМ, ИЛИ ОНА ЖИВЕТ В НАШИХ СЕРДЦАХ
Открыть книгу
Адрес: Москва, ул. Сретенка, д. 29, каб. 401
График работы: пн - пт, 10:00-18:00
Телефон: +7 (495) 632-95-44
E-mail: kaf_etnops@mgppu.ru
Зав. кафедрой: pavlovaos@mgppu.ru