Тема семинара: Чтение как источник социокультурного опыта в работе помогающего практика.
Докладчики:
Юлия Юрьевна Джуад, кандидат философских наук, доцент департамента философии и социальных наук Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, выпускница магистерской программы "Практическая этнопсихология" МГППУ, нарративный практик.
Елена Антоновна Чернышёва, выпускница магистерской программы "Практическая этнопсихология" МГППУ, специалист с 10-летним опытом в HR-сфере с акцентом на обучение и развитие персонала и в практике участия, организации и курирования чтения в неформальных группах.
В своем докладе на тему «Чтение как жизненный и профессионально-значимый опыт: философский смысл и современные нейроисследования» Ю.Ю. Джуад рассмотрит опыт чтения художественной литературы как необходимое дополнение профессионального образования и инструмент расширения профессионально значимого опыта (на примере работы помогающего практика).
Юлия Юрьевна расскажет об актуальных исследованиях в области нейронаук, подтверждающих максимальную близость опыта, извлекаемого из чтения книг, реальному жизненному опыту. В докладе также будет представлен личный педагогический опыт преподавания дисциплины "Великие книги" как общеобязательного университетского курса в МГПУ.
В докладе на тему «Коллективное чтение вне академического контекста: мотивация, практики и когнитивные эффекты» Е.А. Чернышёва рассмотрит феномен неформальных читательских групп как пространства интеллектуальной социализации за пределами академической среды. Также внимание уделяется психологическим механизмам, которые превращают чтение из индивидуального процесса в инструмент коллективной рефлексии. На основе 8-летнего практического опыта в участии и организации подобных групп будут:
Проанализированы социальные функции группового чтения — как добровольные объединения создают условия для смыслообразования и когнитивной связности.
Приведены примеры мотивации для чтения участников вне академического сообщества.
Будут предложены и уточнены практические когнитивные техники для работы с текстом: метод рефрейминга (глубокая обработка через перефразирование своими словами) и контекстуализация содержания (связь с личным опытом).
В докладе О.С. Павловой будет дан анализ опыта работы читательского клуба кафедры этнопсихологии в области формирования межкультурной компетентности психологов, а также рассмотрены возможности обогащения социокультурного опыта психологов с помощью технологий нарративного подхода в работе с книгами.