20–22 января Зимняя этношкола МГППУ собрала студентов и преподавателей кафедры этнопсихологии в Абрамцево. Спустя несколько дней своими отзывами об участии в этношколе делятся студенты магистратуры "Практическая этнопсихология".
Студентка магистратуры "Практическая этнопсихология" Эльвира Даутова:
«Символично, что эта встреча произошла в таком живописном историческом месте в окрестностях Абрамцево, где в середине XIX века в "домашней обстановке" собиралось содружество талантливых музыкантов, актёров и художников, уже известных и начинающих, но близких по духу людей и одинаково очарованных красотой местного пейзажа.
Так же как и люди творческих профессий передают свой опыт через непосредственный контакт Мастера и Ученика, через наблюдение, совместное времяпровождение, персональные мастер-классы, так и в становлении психолога как специалиста помимо академических знаний, большое значение играет роль таких "мастерских", где как писал мой первый наставник и проводник в мире психологии С.В. Петрушин "Обучение происходит через совместное проживание с более квалифицированным специалистом (Мастером) в ограниченный период времени в условиях неформального общения ".
Магистратура, в которой мне посчастливилось обучаться в МГППУ, недаром называется "Практическая этнопсихология", и несмотря на интересные живые дискуссии и поддерживающую атмосферу на лекционных занятиях, выездная этношкола с практическими занятиями – это действительно очень интересный формат для обмена опытом с коллегами и наставниками.
Как психологу в сфере кросс-культурной коммуникации мне важно развивать навыки мультикультурной компетенции и сензитивности, обучаясь разным подходам, через исследование новых техник. Одним из таких инструментов для меня стала "Фототерапия" и в рамках этношколы мне захотелось поделиться с коллегами её потенциалом и перспективами. На мастер-классе по фототерапии мы разобрали значение, роль и разницу между понятиями "фототерапия", "фото-арт-терапия" и "терапевтическая фотография". В процессе обсуждений и обмена личным и профессиональным опытом убедились в ценности использования фотографии как эффективного средства коммуникации, наполненного яркими, живыми и эмоционально заряженными индивидуальными смыслами.
В то же время современная фотография как инструмент массовой культуры содержит универсальные символы, преодолевая возрастные, языковые и культурные барьеры, способствуя социализации и объединению людей в группы с общими интересами и ценностями.
Конечно же, не обошлось и без практической части упражнения – применения фототерапевтических техник "на себе". Участники мастер-класса в рамках группового творческого задания примерили все роли, выступив в качестве автора, модели и зрителя процесса фотографии. Каждый создал свою уникальную фотоисторию и метафору нашего путешествия через связанные образы и символы, запечатлённые "в кадре", которыми мы поделились в обсуждении в завершении дня. Получилось очень ресурсно и колоритно! Здорово, что на кафедре этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования это направление терапии развивает Игорь Евгеньевич Любитов.
Совместная деятельность и её роль в межличностных отношениях невозможно переоценить - она сближает и становится источником развития, проверено опытным путём!»
Студентка магистратуры "Практическая этнопсихология" Анастасия Мирей:
«С самого начала, как Ольга Сергеевна упомянула об этношколе, я уже поняла, что это будет очень интересный и приятный опыт, и, конечно же, его нельзя было пропустить. Я редко выезжаю из Москвы, и это была замечательная возможность перезарядиться.
Гостиничный комплекс, куда мы приехали – очень красивое, приятное и душевное место, домик замечательный, мне вспомнились мои школьные и студенческие поездки, потом вспомнила, что я студент, и как же замечательно снова им быть! Особенно в МГППУ: здесь есть возможность снова научно изучать мир и человекознание. В домике очень запомнились замечательные чаепития, рисунки, игра «Россия - страна возможностей», дающая на своем опыте прочувствовать, что значит быть в России мигрантом, и, конечно, правила написания статей и соматические танцы от Карины. А со Светой разговоры до поздней ночи о фигурном катании… За пределами домика запомнилось полузаброшенное советское санаторное здание, наверное, построенное в 30-х гг., и в нем ещё горит свет, что-то пытаются восстановить, немного щемящее чувство в душу проникает; кажется, восстановить здание не получится, но они не бросают надежды. А главный корпус изумителен своим красивым бассейном и очень интересной мебелью в интерьере. Конечно же я не могла пропустить рояль в актовом зале, естественно, он очень сильно отличается по звучанию от обычного фортепиано (которое тоже было). А за пределами комплекса тоже красота: усадьба Абрамцево сама по себе очень красивая, а когда я прочувствовала, что здесь создавались такие шедевры искусства, поняла, что это как будто бы другой мир, и люди в нем другие были. Чтобы создавать то, что трогает сердца и умы людей, нужно иметь талант, а талант – это как будто бы ветер из другого неведомого удивительного мира, прорвавшийся через приоткрытую дверь, которая является жизнью того самого гения.
А этнопарк был моей первой встречей с кочевническим образом жизни, это было очень интересно, особенно запомнилась красочная фотосессия и верблюды. От души благодарю всех вас, и преподавателей, и студентов, которые организовывали и участвовали в этой поездке, вместе нам удалось создать сказку!»
Студентка магистратуры "Практическая этнопсихология" Карина Чистова:
«Выходные прошли в доме отдыха в Абрамцево в компании одногруппниц и педагогов кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ. Это была этношкола, где мне удалось провести танцевально-двигательное развивающее занятие. Важный опыт, так как было волнительно презентовать то, чем я занимаюсь, коллегам-психологам. Педагоги делились своим опытом в научной сфере. И мы вместе посетили усадьбу Абрамцево и этнопарк Кочевник.
С чем я вернулась домой:
А какие идеи и мечты воплощаете сейчас вы?»
Студентка магистратуры "Практическая этнопсихология", Светлана Яблонская:
«Зимняя этношкола оказалась душевной и полезной. Душевной – потому что мы, преподаватели и учащиеся, наконец-то встретились в неформальной обстановке за городом и, поддерживая друг друга не только эмоционально и профессионально, но и физически – на обледенелых дорожках усадьбы, увидели друг в друге не только профессионалов, но и людей. Сейчас, по прошествии пары дней, вспоминаются прогулки, ночные разговоры по душам, утренние заплывы в бассейне, мастер-классы – всё это даёт в наше непростое время опору и ресурс и позволяет двигаться дальше. Спасибо!»
Студентка магистратуры "Практическая этнопсихология" Инна Ляпнёва (Алданова):
«Эти два дня были до предела наполнены жизнью! Обсуждение научных работ переходило в культурные мероприятия, которые сменялись мастер-классами и вечерними разговорами у огня. Спасибо всем участникам! Я хотела бы жить так всегда. Жду следующих этноприключений!»
Хотите проводить время душевно и полезно? Приходите к нам учиться на этнопсихолога. Для вас программы МГППУ:
Источники: Факультет "Социальная психология", Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, Магистерская программа "Практическая этнопсихология", Магистерская программа "Психология Востока"
Студентка магистратуры "Практическая этнопсихология" Эльвира Даутова:
«Символично, что эта встреча произошла в таком живописном историческом месте в окрестностях Абрамцево, где в середине XIX века в "домашней обстановке" собиралось содружество талантливых музыкантов, актёров и художников, уже известных и начинающих, но близких по духу людей и одинаково очарованных красотой местного пейзажа.
Так же как и люди творческих профессий передают свой опыт через непосредственный контакт Мастера и Ученика, через наблюдение, совместное времяпровождение, персональные мастер-классы, так и в становлении психолога как специалиста помимо академических знаний, большое значение играет роль таких "мастерских", где как писал мой первый наставник и проводник в мире психологии С.В. Петрушин "Обучение происходит через совместное проживание с более квалифицированным специалистом (Мастером) в ограниченный период времени в условиях неформального общения ".
Магистратура, в которой мне посчастливилось обучаться в МГППУ, недаром называется "Практическая этнопсихология", и несмотря на интересные живые дискуссии и поддерживающую атмосферу на лекционных занятиях, выездная этношкола с практическими занятиями – это действительно очень интересный формат для обмена опытом с коллегами и наставниками.
Как психологу в сфере кросс-культурной коммуникации мне важно развивать навыки мультикультурной компетенции и сензитивности, обучаясь разным подходам, через исследование новых техник. Одним из таких инструментов для меня стала "Фототерапия" и в рамках этношколы мне захотелось поделиться с коллегами её потенциалом и перспективами. На мастер-классе по фототерапии мы разобрали значение, роль и разницу между понятиями "фототерапия", "фото-арт-терапия" и "терапевтическая фотография". В процессе обсуждений и обмена личным и профессиональным опытом убедились в ценности использования фотографии как эффективного средства коммуникации, наполненного яркими, живыми и эмоционально заряженными индивидуальными смыслами.
В то же время современная фотография как инструмент массовой культуры содержит универсальные символы, преодолевая возрастные, языковые и культурные барьеры, способствуя социализации и объединению людей в группы с общими интересами и ценностями.
Конечно же, не обошлось и без практической части упражнения – применения фототерапевтических техник "на себе". Участники мастер-класса в рамках группового творческого задания примерили все роли, выступив в качестве автора, модели и зрителя процесса фотографии. Каждый создал свою уникальную фотоисторию и метафору нашего путешествия через связанные образы и символы, запечатлённые "в кадре", которыми мы поделились в обсуждении в завершении дня. Получилось очень ресурсно и колоритно! Здорово, что на кафедре этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования это направление терапии развивает Игорь Евгеньевич Любитов.
Совместная деятельность и её роль в межличностных отношениях невозможно переоценить - она сближает и становится источником развития, проверено опытным путём!»
Студентка магистратуры "Практическая этнопсихология" Анастасия Мирей:
«С самого начала, как Ольга Сергеевна упомянула об этношколе, я уже поняла, что это будет очень интересный и приятный опыт, и, конечно же, его нельзя было пропустить. Я редко выезжаю из Москвы, и это была замечательная возможность перезарядиться.
Гостиничный комплекс, куда мы приехали – очень красивое, приятное и душевное место, домик замечательный, мне вспомнились мои школьные и студенческие поездки, потом вспомнила, что я студент, и как же замечательно снова им быть! Особенно в МГППУ: здесь есть возможность снова научно изучать мир и человекознание. В домике очень запомнились замечательные чаепития, рисунки, игра «Россия - страна возможностей», дающая на своем опыте прочувствовать, что значит быть в России мигрантом, и, конечно, правила написания статей и соматические танцы от Карины. А со Светой разговоры до поздней ночи о фигурном катании… За пределами домика запомнилось полузаброшенное советское санаторное здание, наверное, построенное в 30-х гг., и в нем ещё горит свет, что-то пытаются восстановить, немного щемящее чувство в душу проникает; кажется, восстановить здание не получится, но они не бросают надежды. А главный корпус изумителен своим красивым бассейном и очень интересной мебелью в интерьере. Конечно же я не могла пропустить рояль в актовом зале, естественно, он очень сильно отличается по звучанию от обычного фортепиано (которое тоже было). А за пределами комплекса тоже красота: усадьба Абрамцево сама по себе очень красивая, а когда я прочувствовала, что здесь создавались такие шедевры искусства, поняла, что это как будто бы другой мир, и люди в нем другие были. Чтобы создавать то, что трогает сердца и умы людей, нужно иметь талант, а талант – это как будто бы ветер из другого неведомого удивительного мира, прорвавшийся через приоткрытую дверь, которая является жизнью того самого гения.
А этнопарк был моей первой встречей с кочевническим образом жизни, это было очень интересно, особенно запомнилась красочная фотосессия и верблюды. От души благодарю всех вас, и преподавателей, и студентов, которые организовывали и участвовали в этой поездке, вместе нам удалось создать сказку!»
Студентка магистратуры "Практическая этнопсихология" Карина Чистова:
«Выходные прошли в доме отдыха в Абрамцево в компании одногруппниц и педагогов кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ. Это была этношкола, где мне удалось провести танцевально-двигательное развивающее занятие. Важный опыт, так как было волнительно презентовать то, чем я занимаюсь, коллегам-психологам. Педагоги делились своим опытом в научной сфере. И мы вместе посетили усадьбу Абрамцево и этнопарк Кочевник.
С чем я вернулась домой:
- Посещение экспозиции «Абрамцево. Искусство ХХ века» вдохновило меня на то, в какой цветовой гамме я бы хотела сделать обложку для книги по египетскому фольклору. Сфотографировала картины для иллюстратора, которая сейчас трудится над красочным наполнением моей книги.
- В этнопарке встретила удивительного человека – Умка (Евгений Кайпанау) – коренной чукча, китобой, певец, танцор и просто яркий, харизматичный человек. Руководитель традиционного чукотского ансамбль "Кочевник". Концерт с участием ансамбля вдохновил меня на создание нового танцевального проекта о египетском народном танце. Очень хочу воплотить идею, которая у меня зародилась!
- Педагоги воодушевили на участие в XV конгрессе антропологов и этнологов России (Санкт-Петербург, 26–30 июня 2023 г.). Хочу представить свои полевые исследования о египетском танце. Куча планов! И уже через пару дней я лечу в Египте и меня ждут новые полевые исследования.
А какие идеи и мечты воплощаете сейчас вы?»
Студентка магистратуры "Практическая этнопсихология", Светлана Яблонская:
«Зимняя этношкола оказалась душевной и полезной. Душевной – потому что мы, преподаватели и учащиеся, наконец-то встретились в неформальной обстановке за городом и, поддерживая друг друга не только эмоционально и профессионально, но и физически – на обледенелых дорожках усадьбы, увидели друг в друге не только профессионалов, но и людей. Сейчас, по прошествии пары дней, вспоминаются прогулки, ночные разговоры по душам, утренние заплывы в бассейне, мастер-классы – всё это даёт в наше непростое время опору и ресурс и позволяет двигаться дальше. Спасибо!»
Студентка магистратуры "Практическая этнопсихология" Инна Ляпнёва (Алданова):
«Эти два дня были до предела наполнены жизнью! Обсуждение научных работ переходило в культурные мероприятия, которые сменялись мастер-классами и вечерними разговорами у огня. Спасибо всем участникам! Я хотела бы жить так всегда. Жду следующих этноприключений!»
Хотите проводить время душевно и полезно? Приходите к нам учиться на этнопсихолога. Для вас программы МГППУ:
- «Практическая этнопсихология»
- Магистерская программа «Психология Востока»
- ДПО «Мультикультурный подход в психологическом консультировании»
Источники: Факультет "Социальная психология", Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, Магистерская программа "Практическая этнопсихология", Магистерская программа "Психология Востока"